Замена сцепления на Yamaha FZ 600 Fazer

В сегодняшней статье мы расскажем нашим постоянным читателям, как самостоятельно продиагностировать и заменить изношенные детали сцепления на примере мотоцикла  Yamaha FZ 600 Fazer.

Сцепление - узел мотоцикла, который предназначен для разъединения вращающегося во время работы двигателя коленчатого вала и валов коробки перемены передач (КПП) - при выжиме рычага сцепления, а также для плавной передачи крутящего момента от мотора к заднему колесу при трогании мотоцикла с места и во время переключения передач.

Конструктивно сцепление современного мотоцикла, как правило, представляет собой две корзины сцепления, изготовленные из алюминиевого сплава и расположенные внутри друг друга на первичном (входном) валу КПП. Внутри корзин находятся два пакета фрикционных дисков, одна половина которых изготовлена из стали, а другая - из пластика с нанесённым на него фрикционным материалом наподобие того, что используется в тормозных колодках. Половина дисков сцепления выступами зацепляется за наружную корзину сцепления, другая половина - за внутреннюю. Оба пакета дисков удерживаются в сцепленном состоянии за счёт нескольких пружин сцепления (на FZ600 их шесть), находящихся в разжатом состоянии. При нажатии на рычаг сцепления пружины сжимаются,  диски сцепления начинают проскальзывать относительно друг друга и перестают вращаться, как единое целое.

Во время работы сцепления происходит постепенный износ деталей, в частности: растягивание троса сцепления, усадка (уменьшение длины) пружин сцепления, уменьшение толщины дисков сцепления. Также при перегреве возможна деформация (искривление) стальных дисков. Если растягивание троса можно компенсировать за счёт регулировки длины рубашки троса, то износ пружин и дисков можно устранить только путём их замены на новые детали.

Как правило, очень просто понять то, что в сцепление пора "залезть": для этого нужно резко дать газу во время движения мотоцикла. Если на рычаге сцепления есть обозначенный в сервис-мануале свободный ход (для FZ600 он составляет 10-15 мм), а после резкого поворота ручки газа вы не ощутите такого же резкого ускорения (сцепление проскальзывает), то можете смело готовить комплект фрикционных дисков для замены. Возможно, замены также потребуют стальные диски и пружины сцепления: мы выясним это во время замены пластиковых дисков.

Итак, приступаем. Перед снятием крышки сцепления не забудьте слить масло из картера двигателя (или аккуратно положить мотоцикл на левый бок). Выкручиваем болты крышки сцепления в порядке "крест-накрест" в два приёма. Если болты различаются по длине, то не забудьте записать или сфотографировать, где какие болты стояли.

Выкручиваем болты крышки сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

 Снимаем крышку сцепления. Она может туго "отлипать" от картера из-за присохшей прокладки. Между крышкой и картером есть две направляющие небольшого размера цилиндрической формы - не потеряйте их.

Снимаем крышку сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

 Постепенно, в несколько заходов, откручиваем болты, удерживающие пружины сцепления. Соблюдайте порядок "крест-накрест":

откручиваем болты удерживающие пружины сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

 Поддеваем шлицевой отвёрткой и снимаем нажимную пластину сцепления:

снимаем нажимную пластину сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

 

После снятия нажимной пластины можно проверить её подшипник. Для этого поместите палец руки во внутреннюю обойму подшипника и плавно вращайте её, удерживая другой рукой нажимную пластину. Вы не должны ощутить люфтов и заедания при вращении подшипника, в противном случае его необходимо заменить.

снятия нажимной пластины Yamaha FZ 600 Fazer

 Извлекаем диски сцепления единым пакетом:

Извлекаем диски сцепления единым пакетом Yamaha FZ 600 Fazer

 Внутри последнего, более узкого фрикционного диска находится пружинное стальное кольцо. Запомните, в каком положении оно было установлено.

пружинное стальное кольцо Yamaha FZ 600 Fazer

Теперь можно произвести замер толщины пластиковых и стальных дисков, а также длины пружин сцепления при помощи штангенциркуля. Для надёжности производите замеры в двух-трёх местах на противоположных сторонах каждого диска. Если толщина хотя бы одного диска или пружины меньше лимита, указанного в сервис-мануале, то необходимо заменить весь пакет дисков (или пружин).

Для Yamaha FZ600Fazer эти значения составляют:

  • Лимит толщины фрикционного диска - 2,8 мм
  • Лимит толщины стального диска: 1,9 мм
  • Лимит минимальной длины пружины сцепления: 34,3 мм

Искривление стальных дисков можно проверить, положив их по одному на идеально ровную поверхность, например - на кусок толстого стекла, и вставляя щуп между плоской поверхностью и краем диска. Для Yamaha FZ600 толщина самого толстого щупа, который может пролезать под диск - 0,1 мм. Если вы без усилий можете вставить более толстый щуп, то все стальные диски необходимо заменить. Ещё один признак того, что стальные диски необходимо поменять - цвета побежалости на некоторых участках поверхности дисков (отмечено красным):

замер толщины пластиковых и стальных дисков Yamaha FZ 600 Fazer

 Перед установкой дисков сцепления внимательно осмотрите на предмет выработки ступеньками поверхность внутренней и наружной корзин сцепления в тех местах, где они соприкасаются с дисками сцепления (отмечено красным). Если на корзине есть выработка, её необходимо заменить.

установка дисков сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

Перед установкой дисков сцепления обратно в корзину, неважно, старых или новых, нанесите на их поверхность немного моторного масла. После установки первой пары дисков в корзину сцепления (сначала фрикционный, затем стальной) не забудьте установить пружинное кольцо. После этого попеременно (фрикционный-стальной) установите в корзину весь пакет дисков, а затем - нажимную пластину.

Затем установите на свои места пружины сцепления и наживите болты. Затяните их в порядке "крест-накрест" в несколько приёмов до момента в 8 Ньютон-метров.

Перед установкой крышки сцепления аккуратно удалите при помощи шлицевой отвёртки остатки старой прокладки с самой крышки и картера в местах их соприкосновения. Упростить эту работу может специальная химия - удалитель прокладок.

Установите на свои места на картере две цилиндрические направляющие. Установите новую прокладку или используйте вместо неё герметик-прокладку. Установите крышку сцепления.

Установите крышку сцепления Yamaha FZ 600 Fazer

 Наживите болты крышки сцепления. Затяните болты крышки сцепления в порядке "крест-накрест" в несколько приёмов до момента 12 Н*м. Перед запуском двигателя не забудьте проверить уровень масла в смотровом окошке на правой крышке картера. При необходимости долейте масло в двигатель. Не забудьте сделать самое главное, ради чего и затевался весь ремонт: не забудьте насладиться новой динамикой двигателя вашего мотоцикла на разгоне. Удачи на дорогах!