Замена поршня и поршневых колец на двухтактном кроссовом мотоцикле Honda CR125
В состав цилиндропоршневой группы любого двигателя внутреннего сгорания входят поршни, поршневые кольца (компрессионные и маслосъёмные) и цилиндры (или блоки цилиндров). Несмотря на выдающиеся смазывающие свойства современных моторных масел, о выборе которых мы расскажем в одной из наших следующих статей, вышеперечисленные детали подвержены постоянному износу во время работы двигателя и, по сути, являются «расходниками». Правда, с достаточно большим межсервисным интервалом.
Однако ресурс поршней и колец стремится к нескольким десяткам моточасов по мере роста степени форсировки мотора. Нашим сегодняшним «пациентом» станет двухтактный кроссовый мотоцикл Honda CR125: одноцилиндровые двухтактники являются рекордсменами по простоте замены поршня и поршневых колец.
С цилиндрами после изобретения никель-углеродно-кремниевого электрохимического покрытия (никасил) стало немного проще. Никасилевый цилиндр не нужно растачивать под новый ремонтный размер при каждой замене поршня – как и на нашем сегодняшнем мотоцикле для ремонта. Итак, приступим.
Первое, что нам нужно сделать сегодня – слить жидкость из системы охлаждения двигателя. Для этого ослабляем хомуты на входном и выходном шлангах, присоединённых к помпе, расположенной на правой передней части двигателя.
Не забудьте заранее приготовить ёмкость для антифриза: отлично подойдёт пластиковый или металлический таз, на худой конец – канистра с широкой горловиной.
Снимаем шланги системы охлаждения, присоединённые к головке цилиндра. Отсоединяем свечной провод от свечи зажигания. Вынимаем болт из верхнего крепления двигателя к раме.
К головке также подходят два шланга, входящий и выходной, снимаем оба:
Ослабляем и выкручиваем гайки крепления резонатора к цилиндру. На CR125 их три - одну не видно на нашей фотографии «в профиль»:
Снимаем и откладываем в сторону резонатор.
Затем нам нужно открутить пять болтов крепления крышки мощностного клапана, расположенной на правой поверхности цилиндра:
Снимаем крышку мощностного клапана. Целесообразнее заранее подготовить набор прокладок – помимо нового поршня и поршневых колец.
Обратите внимание на горизонтальную резиновую прокладку: она многоразовая, однако если на ней появились трещины, следует подумать о её замене или, по крайней мере, посадить её при сборке на герметик.
Ногтем выдавливаем вверх шплинт крепления тяги мощностного клапана:
Снимаем и отводим в сторону тягу:
Снимаем перепускной патрубок между правым и левым радиатором: он будет мешать нам.
Выкручиваем пять гаек головки цилиндра. Пятый болт на фотографии загородила свеча зажигания:
Ослабляем четыре гайки крепления цилиндра к картеру:
Одна из них расположена под крышкой мощностного клапана:
Снимаем головку цилиндра:
Ослабляем червячный хомут и сдёргиваем патрубок охлаждения с цилиндра:
Снимаем со шпилек цилиндр. Если поршень не подлежит замене, как в нашем случае, то придержите его другой рукой, чтобы он не ударился о картер двигателя.
Для того, чтобы грязь и мелкие детали не попали в кривошипную полость, закрываем отверстие ветошью или бумажными салфетками:
Поддеваем отверткой и удаляем из посадочного места на поршне одно из колец поршневого пальца.
Вынимаем стопорное кольцо из канавки в поршне:
Выталкиваем поршневой палец из поршня по направлению удалённого стопорного кольца:
Вынув палец примерно до половины, снимаем поршень с шатуна.
Вынимаем из верхней головки шатуна роликовый подшипник. Покачав шатун в верхней мёртвой точке вверх-вниз, проверяем отсутствие люфта. Если люфт есть, то замене подлежит подшипник в нижней головке шатуна – и это как минимум.
Вставляем край нового поршневого кольца в новый поршень. На моторе CR125 оно всего одно:
Аккуратно, стараясь излишне не гнуть поршневое кольцо, вставляем его в канавку на поршне:
В отличие от четырёхтактников поршневые кольца двухтактных моторов не проворачиваются за счёт стопора в канавке. Это гарантия того, что конец кольца не попадёт в продувочное окно цилиндра и не сломается.
Совмещаем концы поршневого кольца со стопором:
Смазываем моторным маслом подшипник и устанавливаем его в верхнюю головку шатуна:
Устанавливаем в поршень одно стопорное кольцо поршневого пальца. Мануал рекомендует использовать новые стопорные кольца, однако опытные мотористы знают, что с ними ничего не происходит при аккуратном демонтаже, и их можно использовать повторно. По крайней мере, в случае крайней необходимости. Например, если у вас нет новых стопорных колец.
Наживляем поршневой палец, предварительно смазав его поверхность моторным маслом:
Перед установкой цилиндра протираем и обезжириваем посадочную поверхность картера. При необходимости аккуратно удаляем при помощи широкой шлицевой отвёртки или металлической щётки остатки старой прокладки.
Надеваем поршень на шатун, совмещаем поршневой палец с роликовым подшипником верхней головки шатуна. Вставляем поршневой палец до упора. Проверьте маркировку на дне поршня: метка «IN» должна быть направлена ко впуску, стрелка – в сторону выпускного коллектора.
Устанавливаем новую прокладку цилиндра. Если вы не припасли новую, то можно использовать старую, освежив её тонким слоем герметика. Лучше – анаэробного: он засыхает только там, где нет воздуха. Говоря проще, анаэробный герметик схватится только между соединяемыми поверхностями, а не засохший герметик смоет масло или, как в нашем двухтактном случае, рабочая смесь во время продувки.
Устанавливаем на поршень второе стопорное кольцо поршневого пальца:
Наносим на юбку поршня моторное масло:
Также наносим масло и на зеркало цилиндра:
Устанавливаем цилиндр на поршень, наживляем гайки и протягиваем их до необходимого момента при помощи динамометрического ключа. Будьте внимательны – на шпильки некоторых моторов перед протяжкой рекомендуется нанести моторное масло. Да-да, не фиксатор резьбы, а масло: оно поможет протянуть гайки до необходимого момента. Если же масло не нанести, то «динамик» может показать необходимый момент, который не самом деле не будет достигнут из-за трения на поверхности резьбы.
При необходимости очищаем от остатков старой прокладки верхнюю поверхность цилиндра и посадочную поверхность головки цилиндра. Устанавливаем новую прокладку, головку, наживляем и протягиваем в порядке крест-накрест гайки головки цилиндра.
Устанавливаем на место болт верхнего крепления двигателя, тягу мощностного клапана и фиксирующий её шплинт. Устанавливаем на место крышку мощностного клапана, лучше - на новую прокладку.
Надеваем на свечу высоковольтный провод, устанавливаем на место бензобак и пластик. Устанавливаем и затягиваем хомутами патрубки системы охлаждения. Заполняем охлаждающую систему антифризом через заливное отверстие в радиаторе. Доливаем охлаждающую жидкость также в расширительный бачок - до верхней метки. Крепим и протягиваем резонатор выхлопной системы.
Можно заводиться!
И последнее. Не забудьте внимательно прочитать сервис-мануал к вашему мотоциклу, ведь на некоторых двигателях после замены поршневой рекомендуется пройти обкатку. Правильно выполненная обкатка позволяет существенно повысить ресурс цилиндропоршневой группы.
Удачного ремонта!