Замена поршня и поршневых колец на двухтактном кроссовом мотоцикле Honda CR125

В состав цилиндропоршневой группы любого двигателя внутреннего сгорания входят поршни, поршневые кольца (компрессионные и маслосъёмные) и цилиндры (или блоки цилиндров). Несмотря на выдающиеся смазывающие свойства современных моторных масел, о выборе которых мы расскажем в одной из наших следующих статей, вышеперечисленные детали подвержены постоянному износу во время работы двигателя и, по сути, являются «расходниками». Правда, с достаточно большим межсервисным интервалом.

Однако ресурс поршней и колец стремится к нескольким десяткам моточасов по мере роста степени форсировки мотора. Нашим сегодняшним «пациентом» станет двухтактный кроссовый мотоцикл Honda CR125: одноцилиндровые двухтактники являются рекордсменами по простоте замены поршня и поршневых колец.

С цилиндрами после изобретения никель-углеродно-кремниевого электрохимического покрытия (никасил) стало немного проще. Никасилевый цилиндр не нужно растачивать под новый ремонтный размер при каждой замене поршня – как и на нашем сегодняшнем мотоцикле для ремонта. Итак, приступим.

Первое, что нам нужно сделать сегодня – слить жидкость из системы охлаждения двигателя. Для этого ослабляем хомуты на входном и выходном шлангах, присоединённых к помпе, расположенной на правой передней части двигателя.

Не забудьте заранее приготовить ёмкость для антифриза: отлично подойдёт пластиковый или металлический таз, на худой конец – канистра с широкой горловиной.

слить жидкость из системы охлаждения двигателя

Снимаем шланги системы охлаждения, присоединённые к головке цилиндра. Отсоединяем свечной провод от свечи зажигания. Вынимаем болт из верхнего крепления двигателя к раме.

Снимаем шланги системы охлаждения, присоединённые к головке цилиндра.

К головке также подходят два шланга, входящий и выходной, снимаем оба:

два шланга, входящий и выходной, снимаем оба:

Ослабляем и выкручиваем гайки крепления резонатора к цилиндру. На CR125 их три - одну не видно на нашей фотографии «в профиль»:

Ослабляем и выкручиваем гайки крепления резонатора к цилиндру

Снимаем и откладываем в сторону резонатор.

Снимаем и откладываем в сторону резонатор

Затем нам нужно открутить пять болтов крепления крышки мощностного клапана, расположенной на правой поверхности цилиндра:

открутить пять болтов крепления крышки мощностного клапана

открутить пять болтов крепления крышки мощностного клапана

Снимаем крышку мощностного клапана. Целесообразнее заранее подготовить набор прокладок – помимо нового поршня и поршневых колец.
Обратите внимание на горизонтальную резиновую прокладку: она многоразовая, однако если на ней появились трещины, следует подумать о её замене или, по крайней мере, посадить её при сборке на герметик.

Снимаем крышку мощностного клапана

Ногтем выдавливаем вверх шплинт крепления тяги мощностного клапана:

шплинт крепления тяги мощностного клапана

Снимаем и отводим в сторону тягу:

Снимаем и отводим в сторону тягу

Снимаем перепускной патрубок между правым и левым радиатором: он будет мешать нам.

Снимаем перепускной патрубок между правым и левым радиатором

Снимаем перепускной патрубок между правым и левым радиатором

Выкручиваем пять гаек головки цилиндра. Пятый болт на фотографии загородила свеча зажигания:

Выкручиваем пять гаек головки цилиндра

Ослабляем четыре гайки крепления цилиндра к картеру:

Ослабляем четыре гайки крепления цилиндра к картеру

Одна из них расположена под крышкой мощностного клапана:

Ослабляем четыре гайки крепления цилиндра к картеру

Снимаем головку цилиндра:

Снимаем головку цилиндра

Ослабляем червячный хомут и сдёргиваем патрубок охлаждения с цилиндра:

Снимаем головку цилиндра

Снимаем головку цилиндра

Снимаем со шпилек цилиндр. Если поршень не подлежит замене, как в нашем случае, то придержите его другой рукой, чтобы он не ударился о картер двигателя.

Снимаем со шпилек цилиндр

Для того, чтобы грязь и мелкие детали не попали в кривошипную полость, закрываем отверстие ветошью или бумажными салфетками:

Снимаем со шпилек цилиндр

Поддеваем отверткой и удаляем из посадочного места на поршне одно из колец поршневого пальца.

удаляем из посадочного места на поршне одно из колец поршневого пальца

удаляем из посадочного места на поршне одно из колец поршневого пальца

Вынимаем стопорное кольцо из канавки в поршне:

Вынимаем стопорное кольцо из канавки в поршне

Выталкиваем поршневой палец из поршня по направлению удалённого стопорного кольца:

Выталкиваем поршневой палец из поршня

Вынув палец примерно до половины, снимаем поршень с шатуна.

Выталкиваем поршневой палец из поршня

Выталкиваем поршневой палец из поршня

Вынимаем из верхней головки шатуна роликовый подшипник. Покачав шатун в верхней мёртвой точке вверх-вниз, проверяем отсутствие люфта. Если люфт есть, то замене подлежит подшипник в нижней головке шатуна – и это как минимум.

Вынимаем из верхней головки шатуна роликовый подшипник

Вставляем край нового поршневого кольца в новый поршень. На моторе CR125 оно всего одно:

Вставляем край нового поршневого кольца в новый поршень

Аккуратно, стараясь излишне не гнуть поршневое кольцо, вставляем его в канавку на поршне:

поршневое кольцо, вставляем его в канавку на поршне

В отличие от четырёхтактников поршневые кольца двухтактных моторов не проворачиваются за счёт стопора в канавке. Это гарантия того, что конец кольца не попадёт в продувочное окно цилиндра и не сломается.
Совмещаем концы поршневого кольца со стопором:

Совмещаем концы поршневого кольца со стопором

Смазываем моторным маслом подшипник и устанавливаем его в верхнюю головку шатуна:

Смазываем моторным маслом подшипник и устанавливаем его в верхнюю головку шатуна

Смазываем моторным маслом подшипник и устанавливаем его в верхнюю головку шатуна

Устанавливаем в поршень одно стопорное кольцо поршневого пальца. Мануал рекомендует использовать новые стопорные кольца, однако опытные мотористы знают, что с ними ничего не происходит при аккуратном демонтаже, и их можно использовать повторно. По крайней мере, в случае крайней необходимости. Например, если у вас нет новых стопорных колец.

Устанавливаем в поршень одно стопорное кольцо

Устанавливаем в поршень одно стопорное кольцо

Наживляем поршневой палец, предварительно смазав его поверхность моторным маслом:

Наживляем поршневой палец

Перед установкой цилиндра протираем и обезжириваем посадочную поверхность картера. При необходимости аккуратно удаляем при помощи широкой шлицевой отвёртки или металлической щётки остатки старой прокладки.

обезжириваем посадочную поверхность картера

Надеваем поршень на шатун, совмещаем поршневой палец с роликовым подшипником верхней головки шатуна. Вставляем поршневой палец до упора. Проверьте маркировку на дне поршня: метка «IN» должна быть направлена ко впуску, стрелка – в сторону выпускного коллектора.

Устанавливаем новую прокладку цилиндра. Если вы не припасли новую, то можно использовать старую, освежив её тонким слоем герметика. Лучше – анаэробного: он засыхает только там, где нет воздуха. Говоря проще, анаэробный герметик схватится только между соединяемыми поверхностями, а не засохший герметик смоет масло или, как в нашем двухтактном случае, рабочая смесь во время продувки.

Надеваем поршень на шатун

Устанавливаем на поршень второе стопорное кольцо поршневого пальца:

Устанавливаем на поршень второе стопорное кольцо поршневого пальца

Наносим на юбку поршня моторное масло:

Наносим на юбку поршня моторное масло

Также наносим масло и на зеркало цилиндра:

наносим масло и на зеркало цилиндра

Устанавливаем цилиндр на поршень, наживляем гайки и протягиваем их до необходимого момента при помощи динамометрического ключа. Будьте внимательны – на шпильки некоторых моторов перед протяжкой рекомендуется нанести моторное масло. Да-да, не фиксатор резьбы, а масло: оно поможет протянуть гайки до необходимого момента. Если же масло не нанести, то «динамик» может показать необходимый момент, который не самом деле не будет достигнут из-за трения на поверхности резьбы.

При необходимости очищаем от остатков старой прокладки верхнюю поверхность цилиндра и посадочную поверхность головки цилиндра. Устанавливаем новую прокладку, головку, наживляем и протягиваем в порядке крест-накрест гайки головки цилиндра.

Устанавливаем на место болт верхнего крепления двигателя, тягу мощностного клапана и фиксирующий её шплинт. Устанавливаем на место крышку мощностного клапана, лучше - на новую прокладку.
Надеваем на свечу высоковольтный провод, устанавливаем на место бензобак и пластик. Устанавливаем и затягиваем хомутами патрубки системы охлаждения. Заполняем охлаждающую систему антифризом через заливное отверстие в радиаторе. Доливаем охлаждающую жидкость также в расширительный бачок - до верхней метки. Крепим и протягиваем резонатор выхлопной системы.

Можно заводиться!

И последнее. Не забудьте внимательно прочитать сервис-мануал к вашему мотоциклу, ведь на некоторых двигателях после замены поршневой рекомендуется пройти обкатку. Правильно выполненная обкатка позволяет существенно повысить ресурс цилиндропоршневой группы.

Удачного ремонта!